Биговка — технологическая операция. Процесс формирования линий сгиба (бигов) на плотных бумагах. Различают ножевую, роликовую биговку и биговку штампом.
Бродсайт — листовой рекламный материал большого формата, рассылается по почте без конверта.
Буклет — печатное издание на одном листе, складывающемся тетрадкой или ширмочкой. Буклеты, как правило, раздаются бесплатно на выставках или в офисе рекламодателя, а также рассылаются.
Буклетмейкер — аппарат для изготовления брошюр (сгиб, прошивка скрепками).
Вырубка — операция листовой штамповки: получение плоских деталей путем отделения материала от заготовки по замкнутому контуру в вырубном штампе.
Векторная графика — графическое представление объекта в виде множества векторов (совершенно не подходит для представления фотографий, но очень хорош для макетов, например, визитной карточки или вывески).
Вспомогательная реклама — все рекламные средства, не предназначенные для опубликования по каналам СМИ и выдаваемые изготовителями дилерам для облегчения продажи их товара, а именно: буклеты, каталоги, брошюры, выставочные образцы и т. д.
Высечка — технологическая операция. Процесс высекания изделий различной формы из листа (листов) бумаги с помощью штампов.
Дельта Е — параметр, характеризующий качество печати: евклидово расстояние в 3-мерном цветовом пространстве CIE Lab. Характеризует отклонение воспроизводимого цвета в печати от цвета образца. Измеряется с помощью спектрофотометра. Корректное воспроизведение цветов Pantone возможно только путем измерения Дельта Е.
Денситометр — прибор, предназначенный для измерения оптических плотностей при отражении (на оттисках и фотографиях) и при пропускании света (на негативах и диапозитивах). Конструктивно различают денситометры, работающие только в отраженном свете, только в проходящем свете и универсальные. Денситометры могут быть настольными и переносными.
Дизайн — художественное конструирование предметов; проектирование эстетического облика промышленных изделий.
Доджер — рекламный проспект.
Евростандарт (в части офсетной печати) — стандарт ISO 12647-2 (1996). Регламентирует значения параметров печати при использовании шкал оперативного контроля. Определяет требования к используемым материалам, цветопробам.
Каталог — многостраничное сброшюрованное издание, имеющее определенную систему, отражающую тип и вид продукции.
КБС — клеевое бесшвейное скрепление. Один из видов скрепления многополосных изданий (брошюр, каталогов, журналов). Обычно применяется в изданиях ограниченного срока использования с толщиной корешка от 4 до 10 мм.
Кегль — условный размер шрифта, расстояние от нижней части строчной буквы р до верхней части заглавной буквы Р. Кегль измеряется в пунктах pt (один пункт равен 0,35 мм).
Конгрев (конгревное тиснение) — технологическая операция. Формирование (выдавливание) на бумаге различных изображений. Конгрев может совмещаться с офсетной печатью, тиснением фольгой либо быть без запечатки (слепой конгрев).
Коэффициент запечатки листа (интегральный) — средняя (с учетом площади) плотность запечатки листа по CMYK. Например: C — 50%, M — 30%, Y — 10%, K — 10%, ИКЗ = 100%. Необходим в расчете стоимости заказа при определения расхода краски и сложности работы. Чем выше ИКЗ, тем, вероятнее всего, сложнее работа.
«Ложный» разворот — отличный от центрального разворот брошюры с переходом изображения с одной полосы на другую. «Ложный» разворот может быть также у сфальцованного буклета.
Макет — эталон для верстки полос издания и монтажа с раскладкой полос на печатном листе, утвержденный издательством. Различают макеты художественного оформления издания, верстки и издания в целом.
Надсечка — технологическая операция. В отличие от высечки при надсечке материал прорубается не насквозь. Применяется при изготовлении, например, наклеек.
Нонпарель — мелкий типографский шрифт (2,25 мм).
Нормочас (стоимость нормочаса) — стоимость одного часа эффективной работы того или иного оборудования, участка. Используется в нормировании технологических операций и непосредственным образом участвует в расчете стоимости продукции.
Оригинал-макет — оригинал, каждая страница которого полностью совпадает с соответствующей страницей будущего издания. Он может быть:
- машинописным, подписанным в набор или печать. В таком виде он отсылается на полиграфическое предприятие для набора и печати тиража;
- кодированным — на магнитном или оптическом диске;
- твердой копией, подготовленной для изготовления фотоформ или печатных форм фотомеханическим либо другим способом.
Офсетная печать — вид печати с плоской поверхности, в основе которой лежит принцип несмешиваемости масла и воды. Печатная форма удерживает краску не за счет того, что репродуцируемые участки изображения оказались приподняты (как в высокой печати) или вытравлены (как в глубокой), а за счет специальной обработки, позволяющей воспринимать краску на масляной основе и отталкивать воду.
Многокрасочная офсетная машина имеет отдельную печатную секцию для каждой наносимой краски. Например, если в публикации были использованы четыре триодных цвета и один простой и при этом печатная машина имеет пять красящих секций, то каждая краска (голубая, пурпурная, желтая, черная и смесевая) должна быть заправлена в отдельную секцию. При печати бумага будет последовательно проходить через каждую секцию. Если же машина имеет меньшее число секций, то придется напечатать сначала два или три цвета, остановить машину, заменить краски и печатные формы, а затем снова пропустить бумагу через те же самые секции для нанесения оставшихся красок.
Офсет — самый известный и распространенный вид печати. Полноцветные брошюры, буклеты, стикеры, приглашения, календари, плакаты, этикетки и просто большие тиражи — зона офсетной печати. Нельзя забывать, что для этой печати, впрочем, как и для остальных, требуется серьезная предпечатная обработка.
Печатная проба — цветопроба, выполненная на тиражном материале на печатной машине.
Пикколо — элемент настенного календаря, обычно квартального. Представляет собой металлическое кольцо диаметром 3-5 мм, обрамляющее отверстие для крепления календаря на стене.
Пиксель (pixel) — неделимая точка в графическом изображении растровой графики.
Плакат — красочное рекламное издание большого формата.
Постер — разновидность плаката большого размера.
Подписной лист — печатный лист, визируемый специалистом типографии, обычно мастером печатного цеха. Параметры печатного листа являются эталоном для последующего тиража.
Приладка — технологическая операция, включающая настройку печатной машины под заданный печатный формат и бумагу, зарядку форм, регулировку красочного аппарата и т. д. Приладка заканчивается получением подписного листа.
Проспект — многостраничное, сброшюрованное издание, имеющее, как правило, красивые иллюстрации.
Раскладка на лист — то же, что и спуск полос, только в качестве полосы выступает одно или несколько изделий, (например: раскладка комплектов этикеток на печатном листе).
Растискивание — увеличение растровой точки при офсетной печати. Исходит из принципа традиционной офсетной печати. Растискивание измеряется в процентах по элементам шкалы оперативного контроля печатного процесса 40% и 80% с помощью денситометра.
Растровая графика — графическое представление объекта в виде множества точек (как правило, это фотография). Для работы с таким форматом предназначен графический редактор Adobe Photoshop.
Расходные материалы — материалы, необходимые для производства заказа. Расходные материалы могут относиться непосредственно к заказу (например, бумага, краска, лак, пленка, формы, фольга), либо закладываться в стоимость нормочаса (например, смывка валиков, офсетная резина).
Ригель — элемент переплета перекидных календарей. Применяется для удобства размещения календаря на стене. Представляет собой отрезок металлической проволоки со сформированным посередине изгибом — «ушком».
Спектрофотометр — оптический прибор для контроля печатного процесса. Измеряет координаты цвета в различных цветовых пространствах.
Специальные предложения — предложения по изготовлению продукции со стандартными параметрами. Цена такой продукции минимизирована благодаря использованию стандартных элементов (например, стандартные блоки в квартальных календарях) или совместной одновременной печати разных заказов (например, карманные календари).
Спуск полос — раскладка отдельных элементов издания — полос — на печатные листы с учетом последующей послепечатной обработки.
Тампонная печать — вид печати, используемый при нанесении логотипа на сувенирную продукцию.
Термопечать — перевод изображения (обычно на ткань) под воздействием высокой температуры.
Термоподъем — вид печати, при которой создается эффект объемного текста на материале.
Тиснение — отделка визитных карточек и буклетов, фольгирование с помощью термопресса.
Фальцовка — процесс сгибания (складывания) бумаги. Применяется на бумагах плотностью до 170 г/кв. м включительно. Линия сгиба при фальцовке называется фальц. На более плотных бумагах используют биговку.
Флаер — иллюстрированный пригласительный билет.
Флексография — наиболее важными особенностями флексографического процесса являются используемые в нем резиновые или фотополимерные печатные формы. Поскольку они гибкие, то с их помощью можно печатать на множестве различных типов поверхностей, которые совершенно не подходят для офсета — от тонкого пластика до грубого картона.
Цветопроба — полученное различными путями изображение полиграфической продукции в цвете. Бывают аналоговые, цифровые, печатные цветопробы.
Шелкография — вид печати, при котором краска прогоняется через шелк. Отличается повышенной насыщенностью изображения (относительно офсета).
Шкалы оперативного контроля печатного процесса — деления, позволяющие контролировать печатный процесс на предмет отклонений от эталона по параметрам, определяющим качество офсетной печати, например: плотность краски, контрастность печати, баланс по серому и т. д.
Pantone — наименование фирмы, выпускающей каталоги цветов для полиграфии, объединенных названием Pantone. Наиболее распространенный из них — Pantone Formula Guide. Каталог состоит из 14 базовых и более 1000 составных цветов, получаемых из базовых по соответствующим формулам. В каталоге представлены цвета для 2 основных типов бумаги — мелованной и офсетной. Распространенный термин - цвет по пантону.
POS-материалы (Point-Of-Sale) — рекламные материалы для оформления мест продаж: стикеры, мобайлы, вобблеры, шелфтокеры, ценники и т. д.
WIRE-O — двойная проволочная спираль. Расходный материал, а также способ переплета многополосных изданий, в основном календарей, блокнотов.
|